Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Защита прав при проведении проверок
Отношения, возникающие в процессе взаимодействия предпринимателей с сотрудниками милиции в рамках проведения мероприятий по контролю, регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».
Анализ указанных законодательных актов приводит к следующим выводам:
мероприятие по контролю может проводиться только на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя;
при этом следует помнить, что некоторые сотрудники милиции, пытаясь обосновать отсутствие постановления ссылаются на Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который в некоторых случаях действительно предоставляет им право действовать и без него. Для внесения ясности в этот вопрос необходимо учитывать, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших и др. И если с первым основанием все ясно, то второе часто становится инструментом манипулирования неосведомленными в правовом отношении предпринимателями.
мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в постановлении о проведении проверки;
мероприятие по контролю в обязательном порядке производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо его представителя (представителем может выступать продавец), которым вручаются копия вышеуказанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате данных мероприятий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц;
в процессе проведения мероприятия по контролю сотрудники милиции имеют право: изучать документы организаций и предпринимателей на материальные ценности, на денежные средства, изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, на срок не более 48 часов;
При изъятии подлинных документов, с них должны изготовляться копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии;
если в ходе проверки обнаружено административное правонарушение, сотрудником милиции составляется протокол. Также, он дает предписания об устранении выявленных нарушений;
по окончании проверки сотрудник милиции делает запись в журнале учета мероприятий по контролю о проведенном мероприятии по контролю. Запись должна содержать сведения о наименовании органа, проводящего проверку, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о нормативном акте, в соответствии с которым проведена проверка, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Внимание!
Необходимо знать, что сотрудники милиции обязаны по просьбе проверяемого предоставить ему копию протокола. Протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер. Если сотрудник милиции отказывается предоставить копию протокола: поставьте прочерки в незаполненных графах; письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался передать копию протокола, несмотря на просьбу; подпишите «с протоколом не согласен» и поставьте дату под подписью.
Документы, наличие которых имеет право проверять сотрудник милиции:
паспорт (удостоверение личности);
свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
лицензия;
патенты или иные правоустанавливающие документы;
сертификаты;
кассовый журнал;
накладные и т.п.
Виды правонарушений, за которые взыскания налагаются сотрудниками милиции
К видам правонарушений, за которые взыскания налагаются сотрудниками милиции, относятся:
продажа товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;
незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов;
обман потребителей;
нарушение валютного законодательства;
нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.
Участковый уполномоченный милиции
Деятельность участкового уполномоченного милиции регулируется также «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции», утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных».
За каждым участковым уполномоченным приказом начальника органа внутренних дел закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не более 3-3,5 тысячи человек, а в сельской местности - в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысячи человек на одного участкового уполномоченного. В случае, когда на территории сельского (поселкового) административно-территориального образования насчитывается свыше 3,5 тысячи человек населения, вводится дополнительная должность участкового уполномоченного.
Внимание!
Для безошибочного определения принадлежности прибывшего лица как представителя правоохранительных органов следует помнить:
участковый инспектор в служебное время должен носить установленную форму одежды;
участковый милиционер прикреплен к определенному участку. Использование его на работе, не связанной непосредственно с обслуживанием закрепленного за ним участка, допускается, в исключительных случаях, по указанию начальника органов внутренних дел, либо начальника милиции общественной безопасности (местной милиции) при условии осложнения оперативной обстановки;
по прибытии на предприятие или к предпринимателю, а также при осуществлении других мероприятий, участковый милиционер обязан предъявить служебное удостоверение.
г. Кемерово, ул. 9 Января, 12 Телефоны: 8 (3842) 78-06-06 cpp@csbkem.ru